"Сквозь призму школьных лет"

 

"Сквозь призму школьных лет"

 

                                    «Сквозь призму школьных лет»

   Луговская средняя школа - старейшая школа Ханты-Мансийского района. В 2016 году ей исполнится 85 лет. Это целая жизнь, наполненная самыми разными событиями. И всегда история нашей школы была тесно связана с историей страны. Годы бегут неудержимо. Меняется лицо страны, меняются люди. Все дальше и дальше уходит от нас время военного лихолетья, но именно Великая Отечественная война стала неким мерилом мужества, героизма, любви к Родине, беззаветного служения ей. 

Когда началась Великая Отечественная война, то  луговчане, среди которых были педагоги одни из первых ушли защищать нашу Родину. Хотя два слова «учитель» и «война» несовместимы.

И в то время когда учились мы, а это 60-70-е годы ХХ века, учителей - представителей сильного пола здесь действительно было немало, в основном это были участники войны. Хочу выразить большую благодарность учителям за их труд, высказать боль о тех, кого уже нет с нами. Раньше нам всем казалось, что список учителей нашей Луговской средней школы очень большой, но каким коротким он стал теперь, когда многих уже нет с нами. Мы помним вас всех, дорогие наши учителя. Пусть не получили при жизни вы больших наград, но зато память о вас и благодарность пусть будет всегда в сердцах ваших учеников.

 

                    Малышкин Матвей Михайлович

  Летом 41-го Матвей Малышкин закончил педучилище г.Ханты-Мансийска и сразу после выпускного вечера обратился с заявлением к комиссару окрвоенкомата: «Прошу направить на фронт добровольцем». Его просьба была удовлетворена. История жизни Матвея Михайловича Малышкина  особенная, вобравшая в себя слишком много событий. Так свой боевой путь молодой солдат начал в Сталинграде, воевал в Румынии, освобождал Австрию, дважды был ранен, а закончил войну взятием  Вены.

     В Сталинграде пришлось впервые понюхать пороху. День и ночь рвались снаряды, одним из осколков солдат был ранен в ногу. Затем было лечение в госпитале. На груди бойца засияла первая боевая награда – медаль «За отвагу». Затем сибиряк воевал на Курской дуге в районе Прохоровки. Второй медалью «За отвагу» командир отделения пехотинцев М.М.Малышкин был награжден при освобождении Киева. Хорошо запомнилось солдату Корсунь-Шевченское сражение. Здесь он вновь отличился, и его представили к медали «За боевые заслуги». Затем освобождал Румынию, Чехословакию и Австрию. К концу войны на груди воина-сибиряка были боевые награды: «За оборону Бухареста», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и 17 благодарностей от Главного Командования. Демобилизовался Матвей Михайлович в 1946 году. Началась другая жизнь - мирная, школьная. Много лет Малышкин проработал педагогом в Ханты-Мансийском районе, был директором школы в п.Луговской.

                         Баженов Николай Федорович

   Родился в 1923 году в Голышмановском районе Тюменской обл. в крестьянской семье. Шел 1941 год, Николай сдал последний экзамен в Ханты-Мансийском педучилище. В этот же день написал заявление с просьбой отправить на фронт. На другой день добровольцев увезли на пароходе в Омск. Быстро пролетело полмесяца учебы- и на фронт. В эшелоне молодым солдатам выдали по одной винтовке на двоих и чуть больше десятка патронов к ней.                                                                                                                                                                      Участвовал Николай Баженов в разведке боем. Порой приходилось вызывать огонь на себя, а кто-то в это время фиксировал, откуда стрелял враг. Осенью 1942 года направили Николая Федоровича в Москву на курсы. В звании младшего лейтенанта он вернулся на фронт под Ржев и принял командование стрелковой дивизии. Война продолжалась, и в одном из боев солдат был ранен и направлен в госпиталь. Ранение было настолько серьезным, что некоторое время пришлось ходить на костылях. Николая Федоровича демобилизовали и он вернулся на север. Уже с марта 1945 года началась преподавательская работа в школе.

    Вот что вспоминал Андрей Степанович Шушунов: «В сороковых годах у нас в школе работал пионервожатым и преподавателем физкультуры Баженов Николай Федорович. Нам он запомнился бравым офицером только, что пришедшим с войны. Мы его уважали, потому что он был не просто строгим, но справедливым. А вскоре в городе были открыты курсы при педагогическом институте, которые окончил Николай Федорович. После чего стал преподавать в нашей школе русский язык, литературу и конституцию. Через некоторое время Баженов Н.В. был назначен завучем в  Луговской школе. В 50-х годах его пригласили работать в горком в отдел пропаганды».

                              Акимов Петр Алексеевич

        Перт Алексеевич Акимов был призван в Красную армию еще до начало войны. И попал молодой солдат вначале в кавалерию, были раньше такие знаменитые войска. В  кавалерии  лошади были всяких разных мастей, а ему досталась вороная, которую приходилось очень часто мыть, потому что начальство считало, что она у него грязная. Затем во время Великой Отечественной войны Акимову  П.А. пришлось повоевать  в артиллерии.

  В судьбе  Петра война была с первого и до последнего дня. И вся юность Акимова пришлась на сороковые- роковые годы. И было в то суровое время ему всего 23 года.  Воевать Акимову приходилось на Западном фронте. Был боец осенью 1941 года ранен, но после ранения подлечившись снова встал на ноги, и принимал участие в  сражениях  под г. Ельней. Именно под этим городом произошел прорыв обороны противника. А впереди Акимова  ждали еще новые бои, новые победы и подвиги.

  В одном из таких боев Петр Алексеевич был контужен, но остался живой. За личное мужество, отвагу, храбрость гвардии рядовой П.А.Акимов был отмечен многими наградами. Они его биография и география военных лет.

После окончания воины Акимов  оставался еще служить  в армии, уволился в запас лишь в ноябре 1945 года.

   «Одним из таких учителей-фронтовиков был в нашей школьной жизни               Акимов П.А. Он из тех учителей, которые запоминаются на всю жизнь. Вначале когда нам его представили как учителя физики и черчения. Худощавый, очень подвижный и общительный, он показался мне слишком простым, мало похожим на педагога Луговской школы. Занятия по физике, черчению всегда были интересными, увлекательными, незабываемыми. Помню, что порой, чтобы разрядить обстановку любил наш Петр Алексеевич пошутить, и посмеяться. Уроки самого Петра Алексеевича не отличались той организованностью, какую требовали тогда от всех учителей. Мы ученики свободно говорили обо всем, даже порой спорили, не соглашавшись со своим учителем. Он всегда ценил в ответах учеников самостоятельность, развивал критические мышления, о котором в 70-е годы вслух не говорилось».

                             Блем Давид Богданович              

       Блем Давид Богданович 1920 года рождения, был призван на службу  в Красную Армию Эльтонским военкоматом еще до войны. В самом начале войны Блем  Б.Д.был направлен действующей армией в авиацию. В г. Юхно довелось солдату принять первое  в жизни крещение, попасть под бомбежку. Был сначала Давид Богданович просто рядовым солдатом, затем командование узнало, о том, что он хорошо знает немецкий язык, поэтому ему предложено было стать переводчиком. Пришлось ему участвовать в боях на западном фронте, правее г.Ярцево. Затем Блем Д.Б. назначают  командиром  отделения и полкомзвода.Часто смелость и отвага командира вдохновляла боевых товарищей. Именно в  нем   чувствовалась сибирская стать: в широте плеч, в гордой осанке, в энергичном рукопожатии, в цепком взгляде. Говорят, что люди, кроме всего прочего, еще различаются силой духа, и эта сила не зависит порой от физического характера человека. И кстати, солдаты очень хорошо чувствуют  наличие или отсутствие духовной силы командира. Молодым  пареньком довелось ему познать ужасы войны, потери друзей, госпитальные палаты после ранения.

     В жестоких боях под городом Смоленском Давид Богданович получил тяжелое ранение в левую  ногу, но от ампутации отказался. Во время ранения лежал в госпиталях г. Владимира и г.Петропавловска.Затем по инвалидности его в 1943 году сняли с воинского учета. После войны Давыд Богданович прошел педагогические курсы. И где бы ни работал Блем, он не боялся труда, овладевал новыми профессиями. Этому он учил своих сыновей, этому он учил своих учеников.  И все у него ладилось, все удавалось, никто его не видел в унынии, отчаянии, хотя легкой жизни не было никогда. Всю жизнь солдат Победы работал среди людей и для людей.   На примере Блема Д.Б.  и многих людей участников Великой Отечественной войны, смею утверждать, что поколение, отстоявшее в жестокой войне нашу мирную жизнь, достойно подражания и восхищения, памяти на долгие годы.

Наверное, в жизни каждого бывает много добрых хороших учителей, и Блем Давид Богданович один из них. Вот такой был у нас учитель. Пусть не было у нашего учителя государственного звания «заслуженный», но мы, его ученики, тогда уже давно определили, что Давид Богданович-лучший из лучших, заслуженный из заслуженных. Светлая ему память.

                               Горбунов Николай Александрович.

               

  Как много значит в нашей жизни встреча с хорошим педагогом! Николай Александрович Горбунов был учителем НВП (начальной военной подготовки).    Помню,  строго по расписанию открывалась дверь, и в класс входил Николай Александрович. Подвижный, подтянутый, с необыкновенной выправкой, свойственной только офицерам, с пристальным взглядом лучистых глаз. Любил носить он китель, но редко одевал ордена и медали и скупо рассказывал о своем участии в самой страшной войне. А поведать было есть о чем. Много лет отдал Николай Александрович службе в армии, любовь к которой сохранил на протяжении всей своей жизни. Молодым 17-летним мальчишкой в 1943 году попал он добровольцем на фронт.  Был вначале в пехоте, а затем нес боевую службу в пограничных войсках.  Когда служил в правительственных войсках специальной охраны в Молдавии и Румынии. Участвовал Николай Александрович после окончания войны  в ликвидации контрреволюционного мятежа в Венгрии в 1956 году. А еще во время службы в пограничных войсках был назначен начальником заставы.                                                    

    Демобилизовался Горбунов Н.А. только в 1960 году, пройдя славный путь от рядового до капитана, был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», значками и нагрудными знаками «За отличие в охране государственной границы» и «30 лет вооруженных сил»- так  отметила Родина ратный подвиг своего сына.  Работая в старших классах нашей Луговской школы, Николай Александрович готовил наших  юношей к службе в армии. Учил стоять в строю, маршировать, правильно отдавать рапорт, а еще на уроках НВП мы учились разбирать и собирать автомат Калашникова. Вот что вспоминает учитель математики,  «Почетный житель Ханты-Мансийского района» Шушунова Н.Н., которая несколько лет работала   с Горбуновыми: «Это были очень интеллигентный человек, Николай Александрович запомнился мне как человек сильной воли, крепкой военной и физической закалки, который старался передать свой опыт воспитанникам»

                   Осокин Поликарп Александрович

     Поликарп Александрович Осокин родился в 1924 году. И насколько я помню, а также по рассказам моего отца, всегда был поборником здорового образа жизни. Даже пытался закаливаться, и в крепкие морозы выходил на тропу здоровья. Со спортом познакомился по той простой причине, что жил в Сибири, а здесь любимое время года- зима, и без лыж не обойтись.

    Вчерашнего школьника  в 1942 году посадили на пароход, который шел из с.Троица,- так началась для него его война. Вначале  проходил военную службу в школе подготовки танкистов. Месяцы учебы показались ему вечностью, молодой призывник рвался на фронт. Еще через полгода Осокин  оказался в отдельном танковом полку.

    Воевать Поликарпу довелось в составе 2-го Белорусского фронта в танковом корпусе, был он башенным стрелком. Ведь в то время все  сибиряки были хорошими охотниками. Поликарп Александрович участвовал со своими боевым экипажем в  освобождении многих городов и сел. Дорога к Победе была длинной и трудной. По воинским наградам можно проследить боевой путь сибиряка Осокина. Такие награды давались за участие в атаках, наступлениях и прорывах, за храбрость и стойкость, за мужество, а еще за надежду выжить. За  годы войны мой дядя был не единожды ранен, горел в танке, но чудом остался жив. Знаю, что боевых эпизодов за три с лишним года войны было немало, трудно все перечислить. Знаю, еще то, что Осокин  прошел по многим фронтовым дорогам Великой Отечественной войны.

И, конечно памятнее всех день 9 мая, благодаря этой дате у всех солдат стало на один день рождения больше. Как часто вспоминал позднее Поликарп Александрович: «За войну пережил много горя, но бои за взятие Берлина самые для меня памятные». А у нашей Победы - простое открытое лицо русоволосого голубоглазого солдата, запыленное и обветренное в долгих дорогах.

     Судьба поставила после войны вопрос перед бывшим воином  Красной Армии: что же делать дальше? Решение было  однозначным - жить и учить подрастающее поколение. А учить патриотизму и добру, закалять телесно и духовно, то есть всему тому через что прошел сам. Расставшись с армией Осокин П.А.  вернулся на свою малую родину в п.Луговской. Он устраивается преподавателем физкультуры в школе. Ведь его знания и умения так нужны послевоенной  стране. Учитель становится в своей родной школе инициатором различных спортивных состязаний и соревнований для местной детворы. Порой он сам частенько гонял мяч, увлекая игроков своим азартом.

   Осокин  учился гасить гнев юмором, пословицами и шутками и не набрасываться по пустякам на детей с упреками, а старался внимательно выслушать их и сочувствовать им

  

                                Ясков Андрей Гурьянович

    В каждом городе, селе и поселке есть люди, которыми гордятся, которых помнят. Был такой человек и в нашем поселке Луговском. Это мой учитель истории Андрей Гурьянович Ясков. Его любили дети, уважали земляки и коллеги. И память о нем светла до сих пор. Мне хочется рассказать о них, ветеранах  педагогического труда, ведь именно они отдали школе и детям самые лучшие годы. Ведь школа- самое счастливое время жизни, самое наполненное. А нам можно было по-хорошему позавидовать. Нам выпал в жизни счастливый билет. Потому что мы учились в атмосфере тепла и добра у прекрасных учителей-фронтовиков.

  Ясков А.Г в 1939 году поступил на курсы учителей, после окончания которых его направляют работать в качестве учителя истории в Омскую область. Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Ясков стремится попасть на фронт, но его направляют в трудовую армию. В 1942 году был призван в армию и попал в пекло войны совсем молодым. Прошел все испытания, ему приходилось участвовать в боях под Сталинградом. В 1943 году получает первое ранение и попадает в госпиталь. После госпиталя сержант попадает на Курскую дугу, приходилось воевать в телефонно-кабельной связи. Принимал участие в боях в составе Донского Степного и 2-го Украинского фронтов, уже тогда, в молодые годы, он показал себя мужественным, храбрым воином, каким и должен быть настоящий мужчина. Сержант был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В 1944 году боевая часть, где воевал Андрей Гурьянович, стояла в Венгрии, затем в Молдавии. Победу встретил в столице Чехословакии в Праге. Был отмечен медалями: «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». После демобилизации возвращается в п.Цингалы Ханты-Мансийского района. После окончания войны  его знания, умения нужны послевоенной стране.   Работая учителем истории, быстро завоевывает любовь учеников, уважение коллег. До сих пор ученики школы вспоминают любимое изречение Андрея Гурьяновича, которое часто звучало в классе: «Быть человеком - трудное дело. Это работа на всю жизнь». На это и ориентировал своих учеников.

                 Если бы я родился не в России,

              Чтобы делал в жизни, как бы жил?

              Как бы смог тяжелый путь осилить?

 

    В 1954 году педагогов Ясковых переводят работать в Луговскую среднюю школу. Андрей Гурьяновичем  трудится завучем и учителем истории. Уроки истории учителя были необыкновенно интересны, доступны, оснащены наглядностью. В кабинете истории был мини музей,- это детище Андрея Гурьяновича, именно он увлек  многих ребят сбором материалов для него. Наш музей представлял собой два шкафа со стеклянными дверцами. Его всегда можно было открыть на большой перемене и рассмотреть то, что не увидел раньше. Неоценимы заслуги сельского педагога в том, что именно им собран был богатейший материал по истории родного края. Помню,  на бордовом плюше в шкафу располагались старинные монеты, яйца почти всех северных птиц. Каждый экспонат сопровождался пояснительным текстом. А еще педагог  Ясков вел замечательный кружок фотографов-любителей. Более пятидесяти подопечных он научил мастерству фотографии.  

И вот что я думаю, ведь почему - то часто говорят о полярниках, о военнослужащих, об экономистах и менеджерах, и наконец, об артистах. Но так редко услышишь слова об учителях, работающих в нашем северном крае. Красив наш Ханты-Мансийский край. Богат щедротами природы, а больше людьми. Я рассказала только об одном из них - Андрее Гурьяновиче Яскове. Он всегда будет гордостью земли Югорской.

Дабин Карп Никитович

         Родился Дабин Карп Никитович (по национальности ханты) в 1925 году в д. Поснокорт Октябрьского (Микояновского) района Омской области.  В семье Дабиных, кроме Карпа, росли дети: Василий,  Александр. В ноябре 1943 года он был призван на фронт. Там Карпа контузило, его комиссовали, год не говорил. Жил у тёти Мамаровой Екатерине Егоровне, которая лечила его травами. Карп пошёл на поправку, стал говорить, сначала заикался, а потом стал нормально говорить.

         О войне Карп не любил вспоминать. Его дочь Александра смогла рассказать, что сражался на III Белорусском фронте, был награждён медалями. В архиве нашли выписку из приказа от 10 июля 1944 года, что красноармеец Дабин К.Н. в составе орудийного расчёта сбил два самолёта противника, за что и был награждён медалью «За отвагу»  

         Учился Карп хорошо, легко, имел красивый каллиграфический почерк. Поступил после войны в педагогический институт им. А.И. Герцена в г. Ленинграде, закончил географический факультет, получив специальность «учитель географии». Его распределили в Казым, там он работал на культ базе. В этом посёлке родились его дети: Наталья, и Александра.  Надежда и Борис родились уже в посёлке Луговском.

         В 1955 году семья Карпа Никитовича Дабина переехала в посёлок Луговской, сначала снимали домик в совхозной части, позднее переехали в дом по улице Ленина, номер 42. Жена Карпа Никитовича Нина Ивановна работала воспитателем в детском саду. Карп Никитович начинает преподавать географию в Луговской школе. Директором в ту пору был Малышкин Матвей Михайлович.  Односельчане вспоминают его как гостеприимного хозяина, широкой души человека, доброго и отзывчивого. Ученикам запомнились его интересные уроки, увлекательные рассказы о путешествиях и героях оставили след в их памяти. Порядочный был человек, помогал людям, заботился о своей семье. В 1966 году семья Дабиных переехала в п. Лемпино, там и умер Карп Никитович в 1987 году. Сейчас в живых осталась только его дочь Александра, которая и поделилась сведениями.

        

 

                                   Пашкова Л.С.-библиотекарь МБОУ ХМР СОШ п.Луговской

Дата последнего обновления страницы 25.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»